Что творится за кулисами киберспорта в России? Как воспитать чемпиона WCG? Что за cs-команда скоро появится на сцене? Как судят WCG и сколько за это получают — все это в интервью с главным менеджером команды USSR.
Swiss: Представься для наших читателей.
T@RIK:
Доброго времени суток, уважаемые читатели! Меня зовут Антон «Cyclone»
Лапшенков, я менеджер команды «USSR». Но, возможно, будет более понятно,
если я сообщу, что я был судьей на двух Гранд-финалах WCG — в Сиэттле и
Кельне.
Swiss: В данный момент какую роль играет Ваша команда в киберспорте России, и как уже повлияла?
T@RIK:
В данный момент мы влияем на киберспорт в России по двум направлениям -
Need For Speed и FIFA. Если насчет NFS, то, думаю, влияние оказываем
очень большое, т.к. являемся мировыми лидерами этой дисциплины, что из
года в год доказываем на WCG. Если подсчитать все наши медали только на
Гранд-финалах, то получится, что каждая третья медаль по NFS принадлежит
клану «USSR». Если вообще говорить о статистике, то мы подсчитали, что
за пять последних лет нами было завоевано 60 первых, 33 вторых и 7
третьих мест на различных чемпионатах. Если говорить о работе с
сообществом, то мы сейчас организуем собственный турнир в рамках
«GamesFest» под названием «USSR Cup». Также разрабатываем международную
лигу по NFS вместе с «Electronic Arts».
Со своим FIFA-подразделением
мы начали сотрудничать только в начале марта этого года, но ребята уже
показали свое стремление побеждать, выиграв два последних ЛАН-турнира в
Москве и буквально на днях стали чемпионами России в рамках «ESL Major
Series 4». Так же в будущем мы планируем влиять и на CS-сцену, но как
конкретно - пока секрет.
Swiss: О может Вы, немного раскроете секрет...? Вы планируете создать собственную CS-команду на базе USSR?
T@RIK: Ну,
пожалуй, немного можно — да, мы планируем не только создать свое
подразделение в дисциплине CS 1.6, но и запустить ряд интересных
проектов, касающихся как нашего подразделения, так и всего сообщества
игроков в 1.6.
Swiss: Наверняка вы будете участвовать в крупных чемпионатах?
Или вы планируете этой кс-командой приезжать на турниры типа «ASUS Cup»
?
T@RIK:
Естественно, мы планируем выступить на всех чемпионатах, где есть
возможность получить турнирных опыт. Серия ASUS - в списке основных
турниров для всех команд СНГ, так чем же мы хуже? Но, думаю, в тройку мы
сразу входить не будем, но постараемся сделать все возможное и
невозможное, чтобы порадовать тех людей, которые хорошо относятся к тегу
«USSR».
Swiss: В этой команде будут украинские игроки, или это будет «истинно русская команда»?
T@RIK:
Сейчас рассматривается три варианта - Россия, Беларусь и Украина.
Думаю, все понимают, что наиболее вероятные это России и Украина.
Идеальный вариант, из Киева или Москвы. Но, если судить объективно,
преимущество Украины очевидно в последнее время, но российская команда
более приятна, так сказать, для спонсоров. Смотрим и ту, и другую
CS-сцены, анализируем. Хотя, думаю, роль спонсоров сыграет свое, и мы
выберем московскую команду. Парочка на примете уже есть, смотрю их
записи.
Swiss: А к Вам можно обратится, если среди наших читателей
есть молодые и талантливые игроки в КС? Могут ли они претендовать на
место в вашей новой кс-команде?
T@RIK: Думаю,
в начале нашего пути - нет, т.к. нам нужна команда, с которой мы будем
работать и развивать. Вполне вероятно, что в команде со временем будут
происходить замены, и нам будет нужна новая кровь. Вот тогда и могут
пригодиться Ваши талантливые читатели!
Swiss: В данный момент, я наблюдаю какой-то тайный
менеджерский ход: Ваша команда по фифa - выиграла клановый чемпионат
команд России и получила путевку в ЕМS. Как так получилась, что Ваши
ребята всего месяц с Вами и уже достигли такого успеха?
T@RIK:
Моей заслуги в этом почти нет, т.к. слишком маленький срок и тут во
всем заслуга ребят, которые обыграли такие команды как «PinCho», «eXman»
и т.д. У команды один из самых лучших лайн-апов в СНГ по FIFA,
большинство игроков выступает в рамках лиги «NPCL», есть игроки из
сборной, это наш капитан Кирилл «USSRxXaxotun» Строганов и Андрей
«USSRxMoreno» Жедик. Менеджмент команды, с которым я работаю для
координации всего проекта USSR, отлично сочетает опытность в лице Ильи
«USSRxREsya» Абенова и молодость в лице начинающих оргов, таких как
Станислав «Terstas» Терентьев и Дмитрий «Bigfather» Городков.
Ну а основной залог побед для «USSR Team» в любой дисциплине —
отличный командный дух, который ребята уже успели почувствовать, общаясь
между собой у нас на командном форуме.
Swiss: Клантег USSR надолго пришел в фифу?
T@RIK: Да. Думаю, через пару лет он будет равен по заслугам чемпионскому подразделению по NFS.
Swiss: По NFS у Вас всегда была сильная школа, но вот по фифа
пока только один громкий успех. Вы планируете оплачивать ребятам
участие на ланах?
T@RIK:
Они опираются на здоровые амбиции быть первым! Нам всем это
свойственно. Ведь нет желания быть первым, то нет никакого смысла делать
что-то и развиваться. А тут у нас общие цели - сделать «USSR» отличной
профессиональной организацией, которая будет и ланы оплачивать, зарплату
белую платить (что сейчас редкость) и особо отличившихся на ланы
отправлять в Европу и СНГ. Скажу сразу, что за пару месяцев этого не
сделаешь. Для этого нужно долгое время. Год, два или три - зависит от
экономической ситуации в стране.
Часть вторая. Киберспорт в России
Swiss: Как ты лично оцениваешь текущее состояние киберспорта на примере Москвы и России?
T@RIK: Основное
различие, на мой взгляд, в двух вещах: интернет и спонсоры. Про наличие
ЛАНов не говорю, т.к. есть возможность за относительно адекватные
деньги доехать до Москвы или Питера и принять в них участие. Тот же
самый «ASUS NonPro CS» показывает, что и регионы способны принимать
активное участие в соревнованиях. Насчет Интернета - разница огромна, и
это не только пинг до Москвы, не говоря уже о Европе, но и его
стоимость. К примеру, в регионах безлимитный интернет со скоростью 256
кбит/c стоит пару тысяч рублей при несравнимом с Москвой уровне жизни.
Играть и успешно тренироваться очень сложно, хотя, возможно, это и
закаляет игроков. Те же самые спонсоры - в основном, их штаб-квартиры
находятся в Москве, где они и ведут основную рекламную деятельность и
где им нужны непосредственно медиа-лица спонсируемой команды. А регионы
довольствуются небольшим спонсорством от клубов или компьютерных фирм. В
целом, ситуация из-за размеров страны и невозможности играть достойно, к
примеру, с Владивостоком, очень непростая для прогресса как про-игрока.
Хотя исключения из правил есть - наш вице-чемпион мира USSRxProStreet
или региональные команды по CS 1.6, такие как «tp.Usports» или
«A-gaming».
Swiss: Означает ли это, что Ваш клуб лично может, помочь не
только чемпионам мира по NFS, но и также помочь, например предполагаемым
Чемпионам WCG, если такие игроки есть в России?
T@RIK:
Мы помогаем по мере сил всем нашим игрокам, вне зависимости от их
достижений. Если человек находится в нашем составе, то он априори имеет
поддержку от нас, т.к. команда крайне дружная и общительная, и эта
тенденция не меняется уже много лет. К примеру, сейчас остро встает
вопрос насчет присутствия FIFA и NFS на WCG, но это не мешает нам
развивать эти дисциплины внутри команды. Насчет WC3 - в данный момент
игроки даже среднего европейского уровня несколько избалованы шальным
деньгами от спонсоров из мира покера, так что с ними работать крайне
сложно. StarCraft 2 - мне довольно близка эта дисциплина, т.к. я перед
«USSR» работал в SC-команде «RoX», которая была основана на базе
потрясающего клана «fAke». Там я занимался скорее PR, чем управлением,
но занимался не так много, как было нужно, и в конце понял, что не надо
быть баластом и лучше уйти самому. Единственное, что я им оставил на
память о себе, это слоган, который они используют. Так что если появится
действительно реальная возможность сделать небольшой SC-сквад, то я
всеми руками за, тем более связи имеются. Хотя, открою секрет, к нам уже
стучалась известная команда по SC, но она не полностью нас устраивала.
Напоследок о CS 1.6 — я очень хочу воспитать чемпионов в этой
дисциплине. Есть даже одна приятная мечта на этот счет.
Swiss: Как ты лично считаешь, в каких городах еще возможно
развитие киберспорта кроме Москвы и Питера? И так чтобы команды в Москву
могли поехать и сыграть на лане за свой счет?
T@RIK:
Я не очень понимаю, почему нет команд топового уровня в Калининграде,
когда там относительно неплохой интернет и возможность выезжать на ЛАНы
как в Россию (примерно 1200 рублей за плацкарт в один конец), так и в
Европу. Тем более, есть отличная база - не так давно им ClickNet
отгрохали. А если отмести Москву и Питер, то серьезные тренировки, к
примеру, для CS 1.6, маловозможны - из-за пинга не постреляешь, только
тактики. Что касается сольных дисциплин - тут немного попроще, но тоже
не сахар. А будущих чемпионов, к сожалению, лучше всего искать в Москве
из молодых игроков, которым есть что доказывать.
Третья Часть. WCG
Насколько
известно нашему сайту, ты как-то связан с WCG. Расскажи немного, как ты
попал первый раз на WCG? Как так у тебя получилось?
T@RIK:
Самое мое первое знакомство с киберспортом произошла именно на WCG
2003, но в России. До этого, как любой добропорядочный геймер — я
посмотрел передачу «Намедни на НТВ» про триумф легендарной команды «M19»
и Unkind'a, но вживую я ничего не видел. Первое знакомство устроил мне
RoX.Kapa6ac (один из менеджеров клана RoX)— он показывал и рассказывал
про игроков и дисциплины. В КС до того момента я играл уже года 2-3, но
исключительно в клубах, которые у нас в Лыткарино называли
«клоповниками», и на большее не претендовал. Но увидев все воочию, всех
игроков, классные обсерверские зоны (да, тогда все проходило в
развлекательном комплексе «Война и мир», а не на «ВДНХ») и почувствовав
тот ритм, тот драйв соревнований, я понял, что не хочу расставаться с
этим ощущением. Даже несмотря на то, что тогда во дворе мне впервые в
жизни на ногу наехал Мерседес, выруливавший через толпу на проезжую
часть) Потом уже, когда я увидел в 2007-м году объявления о наборе судей
для WCG, я подумал, а почему бы и нет? Написал резюме, снабдил его
фотографией и отправил. Ответил мне кореец под ником Shiva, который
оказался главным в судейском корпусе. Он оказался крайне неплохим
человеком и помогал мне во всех нюансах, связанный с визами и
проживанием. Визу в Штаты было оформить не так сложно, т.к. уже был в
США. Самым волнительным оказалось знакомство со сборной России, вместе с
которой я летел - тогда еще было впечатление, что они все нереально
пафосные и надменные парни. Но, как оказалось, это миф и они не были
рады познакомиться со мной. Далее шел противоречивый 16-ти или 18-ти
часовой перелет через грозу и мы в Штатах. А все остальное вы, так или
иначе знаете, все читали репортажи. Насчет «WCG 2008 Cologne» — все шло
по накатанной колее, проблем не возникло. Думаю еще посетить «WCG 2009» в
Ченгду, а потом, возможно, завязать с судейством.
Как ты считаешь, что самое главное в работе судьи на WCG? И как там относятся к русским судьям?
T@RIK:
Состав там крайне интернациональный и особых различий по странам не
делают - в Сиэтле мы часто после игр садились за компьютеры и играли 5x5
на dust2. Самое главное в любом деле оставаться собой и следовать
собственным пониманиям о плохом и хорошем. Судейство не исключение.
Какие привилегии на WCG получают судьи?
T@RIK:
Никаких кроме набора официальной формы, персонального бейджа и набора,
состоящего из желтой и красной карточки. Хотя в Кельне еще был
бесплатный проезд на транспорте и посещение музеев. Не стоит забыть и
про зарплату, которую нам платят.
Какой случай на WCG тебе запомнился больше всего по личным ощущениям? А какой по невероятности игры?
T@RIK:
По личным мне запомнилось отвратительное поведение hostile в игре с
«Кровью.» Никого хуже него я не видел, даже в так называемых
«клоповниках». Невероятность игры для меня - это противостояние еще
тогда норвежских «MYM» и «eSTRO», где корейцы проявили себя
фраг-машинами в начале каждой карты, уничтожая скандинавов на всех
точках, но потом «MYM» как-то очень тихо и незаметно собрались и
принялись раскатывать корейцев под ноль. Две карты - одно содержание. Но
увы, потом корейцы подали протест, обсуждали его с судьями 4 часа и
все-таки добились своего.
Как ты считаешь что необходимо для того чтобы наша сборная взяла максимально количество медалей на WCG?
T@RIK:
Надо клонировать MrRASER'а и LeX'а - тогда точно возьмем медаль в любой
дисциплине. Если серьезно, то надо хороших менеджеров побольше, а не
игроков. Менеджеры должны создать мощные организации, которые дадут и
стимул, и возможность игрокам проявлять себя. Это все не так сложно, как
кажется, но нужны очень мощные связи в киберспорте для успешной
деятельности.
Четвертая Часть. USSRxCyclone
А ты сам играешь?
T@RIK:
Играю в CS иногда у себя в городе или просто на лан пабликах, иногда
играю миксы. Чаще всего играю из дома.Раньше у меня была команда, но
потом разбежались.
На каком уровне ты играешь на пабликах?
T@RIK:
Я люблю ближний бой, на коврах или банане, к примеру, на de_inferno.
Больше продпочитаю кольт, так что CT больше по душе. Я не слежу насчет
позиций, я просто поддерживаю скилл)) играю в свободное время, обычно
перед сном, чтобы разрядку психике дать.
А скажи трудно совмещать профессию менеджера с реальной жизнью, тебе лично?
T@RIK:
Да, довольно сложно, но сейчас на это есть причины - переговоры и
подготовка информации для спонсоров это довольно кропотливая работа,
требующая большого количества времени и сил. Особенно это трудно, когда у
тебя есть друзья, девушка и активная организаторская деятельности в
университете.
Сколько же времени понадобится для того чтобы у нас в стране появилось больше толковых менеджеров по киберспорту?
T@RIK:
Время тут роли не играет - играет роль желание парней. Я не оговорился,
именно парней, не уже состоявшихся мужчин, а тех, у кого искра в глазах
и желание работать, пусть в начале пути и без солидных зарплат.
Призываю таких ребят не бояться и начинать делать свое дело. Как
показала моя практика, не все так страшно. Как говорится, глаза боятся, а
руки делают.
Надеюсь, наши читатели прислушаются к совету главного менеджера
команды «USSR», ведь в зачете у команды несколько крупных побед на WCG.
Как обычно проходит твой день?
T@RIK:
Просыпаюсь в 10 утра, встаю, проверяю мобильный телефон и почту на
предмет новых сообщений, умываюсь, завтракаю и еду в университет. Там
либо встречаюсь с друзьями, либо иду на занятия. После них, примерно в
18-30 захожу в Студенческий совет, где опять встречаюсь с друзьями и мы
решаем, чем заняться вечером. Если же я пропускаю занятия, то скорее
всего мы едем вечером в наш любимый бар «Papa's place», что на Лубянке.
Если есть у меня какие-то дела, то я обычно возвращаюсь домой и ими
занимаюсь, сидя до 3-4 часов ночи. Если нет дел - я остаюсь ночевать у
друзей, т.к. живу в Подмосковье. Вот мой обычный ритм жизни, если он
нарушается - то тут два варианта, либо я вплотную занимаюсь делами
команда или делаю различные проекты в своем университете.
Почему изначально команда USSR как NFS-подразделение позиционировалось? С чем связана история команды?
T@RIK:
«USSR Team» как команда была создана в 2002-м году именно игроками в
NFS, с тех пор они и являются главным действующим лицом у нас, именно
гонщики и принесли нам известность. Сейчас же ситуация меняется и мы
начинаем расширяться в другие популярные дисциплины.
Т.е ветераны USSR уже больше не играют?
T@RIK:
Текучесть кадров у нас маленькая, и многие ветераны того памятного
2002 года еще в строю, но уже не играют на про-уровне. Именно они и
приносят половину успеха команды, т.к. разрабатывают стратегии и находят
лазейки в самой игре, что помогает нашим пилотам показывать отличные
результаты. Особенность NFS в том, что в ней огромное количество
любопытных багов и особенностей настроек автомобилей, которые крайне
влияют на игровой процесс. Их успешное использовании + высококлассный
пилотаж = победа.
Спасибо за интервью!
T@RIK: Спасибо Вам !